Новости
26 мая 2022

Вековой юбилей основной магистрали Алтая!

855

Сегодня, 26 мая исполняется 100 лет с момента, когда Чуйский тракт получил новый статус дороги государственного значения.

Чуйский тракт, живописная дорога, которая сама по себе является достопримечательностью Алтая. Протяженность автомагистрали Новосибирск — Бийск — Ташанта (на дорожных картах Чуйский тракт называется федеральной автомобильной дорогой Р-256) — 968 километров. Дорога проходит по трем регионам — Новосибирской области, Алтайскому краю, Республике Алтай. Тракт начинается в Новосибирске, но исторически он берет свое начало в городе Бийске, где есть отдельный музей, посвященный Чуйскому тракту.

Для филиала ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ Алтайского края» Чуйский тракт является основной дорогой, по которой за полевой сезон специалисты накатывают не одну сотню километров при проведении государственного мониторинга. Если в Алтайском крае дорога проходит по равнинной части региона, то в Республике Алтай она петляет через горную лесистую местность, что придает тракту особую живописность. Здоровье лесных насаждений, которые придают особую красоту дороге, зависит напрямую от слаженности работы органов управления лесами и службы защиты леса. В Республике Алтай Чуйский тракт проходит по территориям лесничеств: Майминского, Шебалинского, Онгудайского, Кош-Агачского. Так, на лесных участках обозначенных лесничеств на 2022 год запланировано проведение регулярных и выборочных наземных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состояние лесов на общей площади 239,3 тыс. га, детальный надзор и учет численности вредных организмов 2,6 тыс. га. и актуализация реестров ГЛПМ на 0,6 тыс. га.

Историческая справка: Освоение этой дороги началось еще в 18-м веке. Считается, что Чуйский тракт был ответвлением Великого шелкового пути, по которому шли караваны с Востока до Средиземноморья, который упоминался еще в восточных летописях. В середине 19-го века встал вопрос о строительстве настоящей дороги, чтобы укрепить торговые связи, но проекты так и не реализовались. В начале 20-го века начались изыскательные работы, но продолжению строительства дороги помешали революция, Первая мировая и Гражданская войны. Дорога пришла в упадок, и уже в 20-е годы, когда нужно было укреплять связи между СССР и Монгольской Народной Республикой. Масштабные работы по строительству велись в начале 30-х годов. Основной рабочей силой стали заключенные и раскулаченные крестьяне.